Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Главная Истории Открываем Удмуртию Зачем живешь, человек?

Зачем живешь, человек?

16.10.2020
92
0

Узнать ответ на этот вопрос я отправилась в мужской монастырь в село Паздеры.

Однообразные будни наскучили (и это в 21 год!). Решила порадовать себя – взяла билет в один конец и поехала в единственный в Удмуртии мужской монастырь, что с недавних пор расположился на живописном берегу реки Камы в Воткинском районе – Храм Тихвинской иконы Божьей Матери.
Двести лет истории. И, признаться честно, этот опыт не сравнить ни с чем другим.

Первый храм в селе Паздеры согласно имеющимся документам был открыт в 1795 году. Пятьдесят лет он принимал прихожан, но, увы, пришёл в негодность и был закрыт. Прихожане выстроили новую деревянную церковь, которую освятили в 1861 году в честь Тихвинской иконы Божьей Матери – отсюда и современное название храма. Церковь простояла более семидесяти лет, однако её постигла горькая участь – сгорела в 1923 году. До окончания Великой Отечественной войны прихожане молились старым иконам в своих собственных домах, а потом иконы перенесли в Вознесенский храм в Перевозном, так как село Паздеры ликвидировали под предлогом затопления. Впрочем, устраивать водохранилище здесь передумали, и сейчас на месте села сплошные пустыри, заросшие высокой травой.

В 2005 году священник Успенского женского монастыря с. Перевозное иеромонах Зосима (Сахипгараев) решил организовать мужской монастырь на месте бывшего с. Паздеры. Так началась история нынешнего монастыря. И уже в 2012 году митрополит Ижевский и УдмуртскийНиколай освятил деревянный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Кроме того, что места здесь изумительно красивые, сама обитель прекрасно вписывается в этот шикарный ландшафт. Здесь выстроен целый комплекс различных зданий, начиная с живописного храма и заканчивая жилыми постройками и подсобными помещениями. Помимо богослужений, насельники возделывают около гектара земли, где выращивают фрукты и овощи. За каждым монахом закреплена своя обязанность. Кто-то в небольшой пекарне печёт просфоры для богослужений и хлеб. Там же готовятся соленья и консервация овощей и фруктов. Также на территории монастыря есть пасека, которой занимается монах-пчеловод. Имеется гараж, в котором стоят два стареньких трактора. Один из них пригоден только для перевозки грузов, а другой выполняет несколько функций: пашет, копает и чистит. На скотном дворе живут две дойные коровы, одна тёлка, две козы, два маленьких козлёнка и курицы. Поэтому молочную продукцию в храме (яйца, молоко, масло, творог, сыр, сметана) не закупают.

С весны до осени большая часть насельников трудится на огороде. Помимо этого всё время ведутся какие-либо строительные работы, на которой задействованы несколько человек. Например, в настоящее время строится новое здание столярной мастерской. Зимой у насельников работы поменьше, в основном – уборка территории от снега. И никто из монахов не забывает о главнойобязанности – целый день в храме читается псалтирь с поминовением живых и усопших. Каждый насельник по одному часу читает его в назначенное время.

В монастыре не смотрят телевизор, и еслидаже монаху нечем заняться, то чаще всего он находит себе какую-нибудь работу: читает, посвящает своё время молитве или учится какому-нибудь ремеслу. Есть пара насельников, которые изготавливают из дерева разную церковную утварь. Самоорганизация и способность правильно пользоваться временем – один из важнейших духовных навыков насельников.

– Апостол Павел пишет: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Здесь никто ни за кем не следит, то есть не подсматривает. Человек пришёл добровольно служить Богу. Вся духовная литература посвящена тому, как очистить своё сердце и пребывать с Богом. Но понятно, что в наше время этот идеал труднодостижим, но всё-таки он остаётся главным вектором внутренней жизни монаха. Бывает, что нападёт уныние или пресыщениеи молитвой, и духовной литературой. Тогда монах ненадолго может переключиться на мирскую музыку или светскую книгу, но всё-таки он понимает, что эта пауза не может затягиваться долго, потому что ему нужно вернуться к молитвенному подвигу, – рассказывают насельники.

Продолжая тему о службе в монастыре, отмечу, что каждое воскресенье сюда съезжаются прихожане. Также монастырь посещают организованные группы паломников с разных уголков Удмуртии. Буквально перед моим визитомздесь побывал священник Свято-Троицкого собора г. Ижевска с группой детей-инвалидов по зрению. Для ребят провели небольшую экскурсию, накормили, вместе с монахами они кормили животных и сходили к берегу живописной Камы.

27 августапроходит многочисленный Крестный ход. Люди из Ижевска идут пешком на праздник Успения Божией Матери в женский монастырь села Перевозное. Последняя остановка Крестного хода здесь – в мужском монастыре. Монахи встречают народ колокольным звоном, служится небольшой молебен, а после – трапеза. Людей бывает до 500 человек! Однако в этом году (по причине пандемии)их было совсем мало.Помимо этого9 июляустраивается Крестный ход в главный праздник монастыря – в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Во главе с митрополитом после Литургии все участники Крестного хода идут на Тихвинский источник, расположенный в трёх километрах от храма.

Особым смыслом и содержанием моё путешествие наполнил насельник монастыря, монах ЕфремМетс. Я, как человек не очень глубоко погружённый в вопросы веры, перед беседой волновалась. Однако монах оказался мудрым и понимающим, и наша беседа получилась очень интересной и содержательной.

Монах Ефрем Метс почти 11 лет назад ушёл из мира в монастырь, и до сих пор не может дать чёткий ответ, что такое монашество:

– Безусловно монастырь (если говорить о внешней форме) – это люди, которые собрались в единомыслии. Их целью является то, чтобы всецело отдать себя Богу. Монах отличается от обычного человека тем, что он даёт три обета: обет послушания, нестяжания и целомудрия. То есть отказывается от своей воли, имущества и семьи. Я бы назвал это отказом от счастья в мирском понимании.

– Существует мнение, что в монастырь уходят от безответной любви. Правда ли это?

– Безусловно, есть люди, которые пытаются убежать в монастырь от каких-то проблем. Отсюдавозникает поговорка, что «в монастырь не уходят, а в монастырь приходят». В монастырь всегда приводит человека сам Бог. Если человек это чувствует по-настоящему, то монастырь будет для него раем. Если же человек убежал в монастырь от каких-то проблем, то очень скоро уйдёт, поняв, что лучше решить проблемы в миру, чем прятаться от них в монастыре.

– Почему вы решили стать монахом? Наверное, с детства вы были верующим человеком?

– Я родом из Ижевска, жил в Москве. В столице достиг максимального счастья. У меня было всё, чего желал. Но в какой-то момент понял, что всё, что у меня есть не наполняет душу, вместо радости и счастья чувствуешь только пустоту. Вроде бы, всё имеешь, но при этом не чувствуешь внутренней удовлетворённости. И в один момент я задумался о том, что такое жизнь, и как она устроена. Долго не мог понять, почему я всё имею, что хочу, но не чувствую никакой радости. В Церковь я не ходил. Больше скажу, что люди, знающие меня, удивились, когда я оказался в монастыре. Да и я до сих пор удивляюсь. Просто в подходящий момент Бог вошёл в мою жизнь и указал мне верный путь. И в этот момент началась череда событий, которые абсолютно необъяснимы. Так яоказался в монастыре и понял: вот он, тот самый ключ, который подходит к моей душе.

– Есть ли какие-то задумки у насельников монастыря на будущее?

– Всё, что вы видите в монастыре, можно назвать экспромтом и импровизацией. Изначально у настоятеля был разработанный план того, что должно быть построено в монастыре, но в итоге всё пошло по своему небесному проекту. Как говорится: «Человек предполагает, а Бог располагает». Даже сейчас на территории монастыря полным ходом идёт стройка: изначально мы начали строить помещение для хранения сена, и в процессе стройки решили, что здесь будет столярка. А вообще Господь сказал: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём». Именно поэтому для нас важно научиться жить «здесь и сейчас», заботясь о своей душе, а планы, стройки, огород -на внешнем фоне идут с Божьей помощью. Главная стройка идёт внутри человека, поскольку после смерти останется только то, что человек построил в своём сердце.

 

– В начале беседы вы рассказывали, что у монахов существует три обета. Как вам удаётся их не нарушать? Встречаются ли сложности?

– В современной жизни, где с духовной точки зрения жить не так уж и просто, существует духовный кризис: мы много слышим, что миряне и даже священники уходят из Церкви. Духовная жизнь – это непрестанная борьба. Современная жизнь настраивает человека на развлечение и расслабление, именно поэтому вести духовную жизнь очень непросто. Если человек понимает и осознаёт, ради Кого он в монастыре, то все искушения и сложности можно преодолеть. Главное помнить, что только «живая» связь с Богом делает человека по настоящему счастливым. Многие ищут себя, но не знают, что найти себя можно только в Боге.

Внимая каждому слову монаха, я погружалась в собственные мысли:что заставляет людей вставать по утрам и улыбаться без причины, что мотивирует их к преодолению преград и достижению целей? Отчего люди «светятся» от счастья? Некоторые могут с лёгкостью ответить на подобные вопросы, рассказать о своих целях, мечтах, планах на жизнь и том, чего хотят достичь. Но найдутся люди,которые глубоко задумаются и не найдут ответа. Разница между этими категориями в том, что одни чётко понимают своё предназначение, а другие – не знают, для чего они нужны этому миру.И в этих «других» я узнала себя. Речь идёт о чём-то глобальном. О том, что заставляет стремиться, работать, достигать, несмотря на самые тяжёлые жизненные препятствия. Я поняла, что речь идёт о вере, о том, что невозможно увидеть, но можно почувствовать, а также о том, что спасает тебя, когда ты не знаешь, какой путь выбрать, чтобы быть счастливой…

Последние новости
Завершается строительство ледовой арены «Можга»
Александр Бречалов посетил парк «Дикий» в Селтинском районе
Декада приёмов граждан пройдёт в Можге
Найден. Жив! Истории из жизни можгинского поисково-спасательного отряда «Север 18»
Дрон-рейсинг в Можге набирает обороты
Сергей Смирнов встретился с волонтёрами акции «Белый цветок»
Рекламное место
свободно
компьютер, планшет
277.5 х 600px
телефон
277.5 х 400px
рекламный баннер
(34139) 3-17-70
Рекламное агентство
Обсудите новость
пожалуйста поставьте оценку статье
Ещё новости в рубрике «»
Открываем Удмуртию
Александр Бречалов посетил парк «Дикий» в Селтинском районе
26.11.2020
124
0
Читать
Открываем Удмуртию
Зачем живешь, человек?
16.10.2020
92
0
Читать
Открываем Удмуртию
Чемошур-Уча.Там, где хранится сердце района
16.10.2020
204
0
Читать
Открываем Удмуртию
Покровский храм. Жители Большой Кибьи надеются на возрождение старинной церкви
16.10.2020
52
0
Читать